За человеком стоит человек
Знакомство
А кто же стоит за "Художественностью"?
Привет, мой дорогой друг, читающий этот текст! Пишу его, не зная тебя, но я буду рад с тобой познакомиться, и поэтому хочу рассказать о себе. Меня зовут Александр Ванюков, я — звукорежиссёр кино, преподаватель звукорежиссуры и автор курса «Художественность».
I. Начало
А началось всё с детства...
Я тот, что постарше
Сейчас мне 38. Родился я в городе Кургане, учился в гимназии с гуманитарным уклоном. Первое высшее образование получал в Медицинской академии в городе Тюмени: хотел людям помогать, но не доучился год — ушёл с пятого курса, захотел творческую профессию освоить.

Так, я пошёл за мечтой.

С четырёх лет я рисовал, с шести влюбился в живопись, с десяти лет занимался музыкой, а с восемнадцати начал погружаться в тонкости работы со звуком как изобразительным средством. До 27 лет этот опыт оставался любительским, пока я не поступил в институт кино и телевидения в Санкт-Петербурге на профессию звукорежиссёра кино.

Мне крупно повезло, ведь я поступил в одну из сильнейших мастерских к Алиакперу Гасан-Заде и Елене Сладковской, что, безусловно, очень повлияло на весь последующий мой путь.
Мои мастера:
Алиакпер Гасан-Заде и Елена Сладковская
II. Первый вызов
Благодаря большому любительскому опыту работы со звуком, почти врождённой любви к искусству и помощи мастеров мои первые студенческие работы — короткометражные фильмы с уже более-менее опытными режиссёрами — практически сразу попали на международные кинофестивали.

Так, будучи студентом второго курса, я принял участие в международном проекте, и наш фильм стал участником крупного кинофестиваля в Норвегии. Члены жюри положительно отозвались о звуковом решении, хотя сейчас я понимаю, что моя работа была откровенно слабой. Тем не менее планка была поставлена высоко с самого начала, а опускать её я уже не хотел.
III. Наука
Параллельно с работой над фильмами, с первого же курса, я увлёкся научной деятельностью в области кино. Хоть я и любил все эти тонкости и премудрости технологий, всё же меня больше интересовала не «железо» и не «плагины», а сама суть художественного высказывания. Я пытался понять, почему одним картинам мы прощаем технические несовершенства и остаёмся от них в глубоком потрясении, а о других прохладно говорим: «Технически сделано хорошо», и ничего более.

Предметами моих исследований были абсолютно разные вопросы: от роли пропаганды в советском кино до феномена популярности эксплуатационных фильмов категории «Б», от авангардных идей начала ХХ века до тщательного анализа звукового дизайна мейнстрим-фильмов.
IV. Выпустите вы его уже.
Памятное фото после окончания курсов по синтезу звука.
Даниил Смирнов (Danny boy группа "Кирпичи").
Но и от дел земных и ремесленных я не отказывался, поэтому начал работать на студиях кинопроизводства в качестве монтажёра звука и рекордиста или выходить в качестве ассистента к звукорежиссёрам кино с большим опытом на съёмках полнометражных картин и сериалов.

А ещё я посещал все стороние курсы и мастер-классы, которые только были доступны мне тогда. Самое положительное влияние, конечно, оказал курс музыкального звукорежиссёра Романа Уразова, где я на большом аналоговом микшерном пульте Neve, привезённым из США и единственном в России, - познавал тонкости музыкального микширования. А ещё курс Данилы Смирнова от NewTone Academy, на котором мои разрозненные знания по синтезу звука встали в понятную собранную структуру. Правда эти два курса были сразу после окончания института.

Если вы знаете утверждение про 10 000 часов и что необходимо заниматься чем-то ежедневно по два часа в течение пяти лет, чтобы достигнуть профессионального уровня, то я, без ложной скромности, занимался звукорежиссурой кино и кино вообще в разных его проявлениях по 12–14 часов ежедневно все пять лет обучения. Конечно, это дало свои плоды.

На конференциях я был хедлайнером со своими докладами, моя фильмография росла, росло качество фильмов, над которыми я работал, расширялась география стран, на кинофестивалях которых фильмы звучали благодаря моим решениям. В институте начиная с третьего курса я забирал все главные награды за звук, а председатель жюри, вице-президент гильдии звукорежиссёров кино Михаил Буянов шутил: «Выпустите вы его уже наконец из института, мне надоело каждый год жать ему руку».
В очередной раз получаю Гран-при студенческого фестиваля звукорежиссёров "INтонанции".
Приз вручает вице-президент гильдии звукорежиссёров России
Михаил Буянов
Сразу после окончания института в 2019 году меня стали приглашать к студентам на мастер-классы и творческие встречи — так заведено на моей кафедре. После этих встреч ребята стали обращаться ко мне с просьбой позаниматься с ними в качестве репетитора. Мои первые ученики также начинали особенно ярко проявлять себя в профессии, впрочем, продолжают это делать и по сей день. Мы поддерживаем тёплые дружеские отношения и время от времени работаем вместе.
V. Эксперименты. Глубоко личное.
После института у меня началось тесное сотрудничество с психологом, поэтом и автором песен Светой Шиловой и её дочерью — фотографом и оператором Софией Шиловой. Они помогли мне создать и запустить проект «Лаборатория звука», где я проводил экспериментальные записи с последующей художественной обработкой. София их снимала, а Света учила меня чувствовать искусство. Ещё со Светой у меня был музыкальный проект — экспериментальный, настоящий саунд-арт.

По личным причинам, которые я пока не готов раскрывать, я вышел из того и другого проекта в 2022 году. Тем не менее этот факт моей профессиональной биографии, скрытый от многих, открыл мне множество дверей. Ведь именно благодаря этим проектам я сформировал не только свой художественный стиль, но и научился чувствовать искусство. Именно «Лаборатория звука» пусть косвенно, но повлияла на моё знакомство с Александром Николаевичем Сокуровым.
Обложка проекта "Лаборатория звука Александра Ванюкова"
Автор фотографии: София Шилова
Автор проекта: Светлана Шилова
VI. Попал в сказку.
С 2021 по 2023 год я работал в фонде Александра Сокурова «Пример интонации»: сначала над его картиной «Сказка» (это был мой дебют в полнометражном кино), затем над рядом документальных фильмов, которые поддерживал фонд. Там же я познакомился с его выпускниками из Нальчика и студентами из Санкт-Петербурга. У нас снова завязались тёплые отношения, и вместе мы смогли создать несколько хороших картин.

Именно в этот период фильмы с моей фонограммой начали звучать на международных фестивалях класса «А». Конечно, в этом была заслуга режиссёров, но, с другой стороны, от меня требовались высокий профессионализм и серьёзная художественная работа.

Дальше новые интересные фильмы находили меня сами, а я продолжал трудиться, всё больше влюбляться в звук и открывать его художественную выразительность для себя и для тех, с кем я совместно занимался творческой работой.
Во время речевого озвучивания фильма "Сказка".
Режиссёр Александр Сокуров.
VII. Наслушанность и художественность.
С 2022 года параллельно с работой в кино я начал преподавать в Институте кино и телевидения в Санкт-Петербурге на родной кафедре дисциплины для очной формы обучения: «Технические основы перезаписи фильма (микс)» и «Эстетику кинофонографии». А для факультета дополнительного образования я отправился по России с небольшими курсами и мастер-классами.
Тогда-то я и увидел живой интерес именно к художественным аспектам нашей профессии и к тому, что по ней нет сколько-нибудь открытой и доступной информации, собранной в одном месте. Так на свет появился мой телеграм-канал «Наслушанность».

В самом начале это был канал именно для тех «горящих глаз», что хотели погрузиться в художественную составляющую профессии. Постепенно интерес к каналу рос, и для меня стало очевидным, что необходимо создавать нечто большее, чем просто канал. Нужен курс, а лучше «школа» режиссуры звука — такая, которая будет доступна каждому, кому она необходима из интереса или же из желания разобраться с теми самыми вопросами: «Как создать выразительное звучание?», а не только: «Как качественно записать, смонтировать, сделать саунд-дизайн или свести звук?»

Искусство в некотором смысле универсально по своей сути, оно подчинено определённым закономерностям, и разобраться в них может при желании любой человек — любой профессии, не говоря уже о людях, непосредственно работающих на профессиональном или любительском уровне с кино, музыкой или любым другим искусством, где есть звук. Так появился онлайн-курс «Художественность». Возможно, это первый шаг на пути к «школе».
Обложка онлайн-курса "ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ.III" создана нейростетью Кандинский
VIII. В настоящем времени.
С 2024 года я также стал мастером курса в СПбГИКиТ и продолжаю вести «Эстетику кинофонографии», «Технические основы перезаписи» и программы дополнительного образования при институте.

В то же время я расширил свой опыт работы в кино, поучаствовав ещё в нескольких проектах со сложными звуковыми решениями.

Выступил на форуме VidMK, провёл образовательный оффлайн-курс в русской киношколе на Кипре, работал в Индии с кинематографистами из Болливуда, проводил через Zoom записи музыкантов в Швейцарии и ADR в Вене, фильм "Дом, в котором мы жили" стал лучшим коротким метром в Шанхае, создавал звуковой дизайн совместно с архитекторами для метавселенной, участвовал на выставке с цифровыми художником из Португалии и так далее, перечислять можно ещё долго.

Описанный мной профессиональный путь, возможно, похож на очередную историю успешного успеха. Что ж, мой путь действительно успешен в некотором смысле, но главное во всём этом рассказе было то, что я занимаюсь тем, что искренне люблю и тем, что умею делать очень хорошо. Я открыт и хочу делиться своим опытом и своими знаниями.
IX. За человеком стоит человек.
Так случилось, что мне повезло учиться у хороших учителей. Так случилось, что я смог реализовать свой художественный талант в режиссуре звука. Так случилось, что преподавать я тоже люблю, и, судя по всему, это у меня хорошо получается.

Я не люблю, не умею и не хочу хвастаться разными титулами и называть себя экспертом, а свой курс нахваливать как нечто совершенное и уникальное, хотя он действительно высокоэффективен и аналогичных курсов нет и не может быть, потому что он авторский. И тот успех, который меня сопровождает (хотя было немало неудач), никогда не был моей целью, он был результатом, который сопровождал мою деятельность.
X. Эпилог.
Опираясь на свой жизненный и профессиональный опыт, я уверенно заявляю, что умение глубоко разбираться в закономерностях искусства, в особенностях его языка, безусловно, делает нашу жизнь насыщеннее и интереснее.

А возможность найти свой собственный способ изъясняться на этом языке, найти свой стиль, конечно же, ведёт к профессиональному и финансовому росту, хотя в первую очередь, конечно, к человеческому.

Но даже если твоя цель, мой дорогой друг, войти в профессию звукорежиссёра кино или же познакомиться с ней, или вообще раскрыть возможности своего воображения, то и в таком случае «Художественность» оказывает самое положительное влияние.

Благодарю тебя за то, что дочитал этот текст до конца. Значит, ты такой же вдумчивый, трудолюбивый и целеустремлённый человек, как и я. А значит, и на курсе нам будет взаимно приятно видеть друг друга.

Я называю тебя дорогим другом, хотя мы, возможно, даже не знакомы. Я отношусь к каждому своему ученику как к дорогому другу — уважительно, внимательно, рад видеть и с радостью делюсь своими знаниями и опытом.

Ведь за человеком всегда стоит человек и делится с ним тем, чем может поделиться.

Буду рад видеть тебя на курсе и познакомиться лично с тобой и твоим художественным восприятием этого мира.
Перейти на страницу курса ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ.III или написать мне в телеграмм
До встречи на курсе. Автор - Александр Ванюков
Made on
Tilda